четверг, 20 мая 2010 г.

Миф 3: справиться с инцидентом в жизни проще, чем во время тестирования



Это заблуждение обычно возникает во время проведения учений по кризисному управлению, когда участники не лучшим образом справляются со своими задачами и стараются переложить ответственность на ведущего. Очевидно, сами учения проходят в атмосфере искусственности, но снова и снова люди поддаются ощущению, что ведущий намеренно все усложняет. Особенно часто они считают, что во время реального инцидента информации будет больше, и она будет более точной.

Без сомнения, во время инцидента будет поступать масса информации, но, в отличие от того, как это происходит во время учений, она будет поступать в непредсказуемые моменты времени, из множества различных источников, и большая ее часть будет по дороге искажаться, обрастать вымышленными подробностями или, наоборот, утрачивать важные детали. В качестве примера можно привести недавнее крушение самолета Ту-154 с руководителями Польши на борту. Сколько человек было в самолете? Разные источники приводят разные данные:87, 96 или 132? Сколько раз заходил на посадку самолет — 1 или 4? Знали ли российские авиадиспетчеры английский язык, а польские пилоты русский или нет? Большое количество поступающей информации не будет относиться к делу и просто создаст информационный шум, значительная ее часть будет неточна или расплывчата, а разные источники часто будут противоречить друг другу. Эти соображения хорошо известны, особенно людям, имеющим опыт управления в условиях реального инцидента, так почему же так живуч этот миф?

На самом деле здесь проявляется так называемая «ошибка при взгляде в прошлое». Когда нам становятся доступны факты, становится очень трудно точно вспомнить, как выглядели обстоятельства до того, как они стали нам известны. В частности, когда становится известен итог, мы забываем, сколько неопределенности существовало по поводу того, как будут развиваться события. Таким образом, даже люди, имевшие дело с реальным кризисом, склонны забывать, в условиях какой большой неопределенности им приходилось действовать на ранних стадиях инцидента, и приходить к заключению, что они заранее знали, что события обернутся именно так, как все в итоге и случилось.

(По материалам статьи «The nature of crises: exploring some persistent myths», Patrick Roberts)

Комментариев нет:

Отправить комментарий